Современные подходы к игре

(сообщение для педагогов)

Ознакомление дошкольников с водоемами родного края - села Лукерьино

(из опыта работы воспитателя Плетневой М.В.)

        Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
        Мир природы никогда нельзя познать только по картинке. Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стать  всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
      Наше село стоит на берегах двух рек Виленки  и Коломенки. Окружающая  природа родного края,  позволяет нам выполнять поставленные задачи в полной мере.  Для реализации работы по ознакомлению с  природой  был внедрен метод экологического проекта.  Один из них -  «Виленка с Коломенкой водами встречаются…»

                               
        При ознакомлении детей с водоемами села Лукерьино,  основной формой работы стали познавательные экскурсии,  прогулки, наблюдения, комплексные и интегрированные занятия.
       Работа  по ознакомлению дошкольников с водоемами села Лукерьино началась с рассказа о том, откуда берет  свое    начало   река Виленка.   Так как исток реки находится  рядом с Пановским прудом, в трех километрах от детского сада,  провести экскурсию к  данному объекту  мы  не смогли, но для творческих людей  препятствий не существует. Старший воспитатель  детского сада Качанова  Н.Н.     побывала там, сфотографировала место истока и сняла видео. Так   дети увидели, где и как берет начало наша речка
      Затем мы провели   несколько комплексных и интегрированных занятий по ознакомлению детей с  Виленкой:  « Куда бежит река Виленка.»,   «Растения  реки  Виленки», «Может быть по ней когда – то  теплоходы поплывут», и  другие.    Дети многое узнали   об истории образования и особенностях  этого   водоема,  о его  обитателях, о многообразии растительного мира вдоль реки.

                          
     Большой интерес вызвали  экскурсии и прогулки  к реке Виленке, где дети любовались красотой  окружающей природы. Ведь ребенок, пока не увидит красоту природы, не обрадуется ей, не удивится, не полюбит ее.
     Для первоначального ознакомления  детей с  рекой  - Коломенкой   использовали материал газеты «Коломенская правда», из   которого узнали, что Коломенка родом из деревни Утинково Ступинского района.   Мы  рассказали  детям об истоке реки, о ее протяженности,  о деревнях и селах, стоящих вдоль  реки,   на  экскурсиях  и  целевых прогулках  беседовали с детьми о состоянии реки в разные времена года, давали знания о   жизни животных и растениях водоема,  воспитывали эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание  защищать  и сохранять  окружающую  среду нашей малой Родины.
      А такие занятия как:  «Перед долгим сном», «Давайте познакомимся» , «Тайны водоема»  ,  «Водяные мастера», «Речные обитатели» и другие, способствовали изучению не только растительного и животного мира, но и умению составлять творческие рассказы о них,  а также изобразить то, что  больше всего детей заинтересовало и  понравилось.
    Параллельно с занятиями дети знакомились с музыкальными,   поэтическими и художественными произведениями о родном крае, которые дополняли и обогащали их впечатления.
    Детям очень понравились стихи  Натальи  Евстигнеевой,  Галины   Нечаевой, Лидии Пышкиной, заслуженного работника культуры РФ Раисы  Казанцевой,  в которых воспевается красота нашего села и окружающей природы. Эти поэтические  произведения способствовали воспитанию эстетического вкуса, гордости за малую родину. Многие стихотворные   произведения стали музыкальными: «Село мое Лукерьино», «Ах ты речка, реченька Коломенка»,  «Песня о Лукерьино».      
Познакомили также и с творчеством Коломенского художника Алексея Алексеевича   Федорова.   Многие его работы связаны с рекой Коломенкой и нашим селом. На выставке представлена  книга «Вдоль по Коломенке реке».
   Большой интерес у детей вызвали и  нетрадиционные виды деятельности – викторины, конкурсы, музыкальные гостиные, путешествия,   опытно – экспериментальная работа.
    Кроме 2 рек в нашем селе  есть пруды и множество родников. Ознакомление с ними проводили как  во время прогулок,  так в процессе проведения различных  бесед. Например, на занятии  «Живи родник, живи»,   рассказали детям, как бережно относились к водным источникам, колодцам и родникам,  в старину.    Дети  узнали,  что один из  родников  села очистил и спас  наш односельчанин - Абрамов Николай. Об  этом  было написано в стихотворении «Родник», Нечаевой Галины Николаевны, его дочери.       
      Познакомили детей  и со святыми источниками сельского поселения Проводниковское.  Село Лукерьино находится на ее территории.    
   Летом педагоги детского сада вместе со своими детьми посетили  святой  родник «Неупиваемая чаша»    около села Богдановка, источник Николая Чудотворца в селе Андреевское,  родник недалеко от Молитвино. По итогам экскурсий подготовили  презентацию  «Святые источники нашей малой Родины» и показали старшим дошкольникам.       Вся работа по данному проекту проводилась в тесном сотрудничестве с семьей. Ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков мир, который он создает вокруг себя.
    Благодаря системной работе по ознакомлению с водоемами  родного края  дети научились видеть вокруг себя интересное и удивительное, выражать свои впечатления в словесном и художественном творчестве, стали бережнее относиться к объектам природы.
       Вода – одно из таинств  нашей природы. Как хорошо, что у нас есть две замечательные реки – Виленка и Коломенка, звонкие родники, чистые пруды. Мы можем любоваться  их красотой,  пить из них  воду,  дышать свежим воздухом, Надеемся, что наши дети, когда вырастут, будут беречь свою  малую родину, любить ее и передадут эту любовь будущему поколению
.

                                                                                     

                                   Все хорошее в людях из детства

                                   Как истоки добра пробудить?
                                   Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                   Удивиться, узнать, полюбить!
                                   Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                   И росли, как цветы, малыши,
                                   Чтоб для них родная природа стала
                                   Не наукой, а частью души!

 

О проекте дошкольного учреждения эколого - познавательной направленности

"Виленка с Коломенкой водами встречаются"

(сообщение на  районном семинаре воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

      Познавательно-экологическое образование детей дошкольного возраста  - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное и  системное знакомство детей с миром природы позволяет совершенствовать интеллект ребёнка: непрерывно расширяется  его кругозор, развивается наблюдательность, дети учатся устанавливать связи, зависимости, причины и следствия, развиваются разные формы речи (диалог, описание, объяснение и рассказ).
Развитие познавательных способностей осуществляется не только через основные виды детской деятельности, но и природоведческой.
       Процесс эколого - познавательного образования воспитанников нашего дошкольного учреждения  организуем    с учётом позиции регионального компонента. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что краеведение -   одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, оно   помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края и  имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка. Кроме этого краеведческий подход в воспитании дошкольников  способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого  ─ к далёкому, от известного ─  к неизвестному, от простого ─ к сложному.                   
       С целью активизации познавательно-экологического  развития наших воспитанников  и  был разработан проект под названием «Виленка с Коломенкой водами встречаются». Этот проект  направлен на работу педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста   с водной системой села Лукерьино, а также на   формирование бережного отношения к природе и водным ресурсам родного края.

 

                           

       Основные   задачи   проекта:
•    расширить   знания  детей о водоемах села Лукерьино;
•    формировать у детей    представления  об условиях их образования;
•    познакомить детей с музыкальными и поэтическими произведениями   Коломенских авторов   о природе родного края;
•    показать  красоту  окружающей природы вдоль рек Коломенки и Виленки, вокруг прудов и родников,   предложить детям выразить  свои впечатления в художественном творчестве;
•    развивать у детей познавательные и речевые умения, внимание, мышление, воображение.

      По продолжительности выполнения проект был долгосрочным.

            Реализация данного проекта осуществлялась поэтапно.

        Целью 1 этапа подготовительного,  было  создание условий  для  ознакомления детей с водоемами села Лукерьино.
Что было сделано:
•    подобрана   литература  по ознакомлению дошкольников  с водной системой родного края,
•    поэтические и музыкальные произведения о селе Лукерьино и ее реках,
•    составлен   перспективный план работы с детьми  по  теме  проекта,  
•    разработаны  конспекты занятий по ознакомлению детей с реками, прудами и родниками  нашей местности;  
•     оформлена  картотека наблюдений у водных объектов,  а также  картотека различных игр экологического содержания и опытов с водой. 

 

                           

         Решение поставленных задач на 2 этапе проектной деятельности  - практическом,   осуществлялось   в процессе совместной  работы взрослых и детей   через разные виды деятельности,  способствующие закреплению у дошкольников  знаний и умений по эколого – краеведческому направлению:
•    беседы,  
•    комплексные и интегрированные занятия по ознакомлению с окружающим,
•    наблюдения,
•    прогулки   
•    экскурсии,
•    чтение и разучивание стихотворений  о красоте природы родного края и слушание музыкальных произведений о селе Лукерьино, о реке Коломенка,
•     рассматривание тематических альбомов,   иллюстраций, фотографий;
•    проведение  познавательных викторин,  конкурсов, игр – экспериментов, исследовательской  деятельности, занятий по художественному творчеству.
      Целью  3 этапа  итогового,  было обобщение и оценка результатов, анализ работы и представление  продукта  проектной деятельности.
    В ходе работы над проектом у детей расширились   представления о водных ресурсах села Лукерьино и их обитателях,  закреплены     знания, которые получили дошкольники  в процессе, практической опытно – экспериментальной, и исследовательской деятельности,  совершенствовалось  экологическое сознание  наших воспитанников,   основы правильного природопользования, любознательность к объектам природы

                               
           Велика и роль родителей в осуществлении задач познавательно-экологического развития детей.
           Педагоги заинтересовали  их  своей  работой   над данным проектом. С родителями были  организованы различные  мероприятия:  
       - проводили  консультации об истории зарождения  рек, прудов  и об  огромном значении водных ресурсов в жизни нашего села,  чтобы родители тоже могли рассказывать детям о том, чем богат их родной край;
  - привлекали   к изготовлению фотоматериалов, тематических альбомов;
  - педагоги  оформили консультации-памятки по правилам безопасного поведения детей в природе;
- регулярно проводили   выставки рисунков, работ из природного материала, выполненные в сотворчестве с родителями.
     Продуктом  проектной деятельности стал фотоальбом «Путешествие в царство воды нашего села», альбом с работами детей по художественному творчеству, конспекты интегрированных занятий, познавательных бесед, экскурсий, целевых прогулок, макет водной системы села Лукерьино, презентация «Ознакомление дошкольников с водоемами родного края – села Лукерьино».
    Проводимые в рамках данного проекта мероприятия имели  практическую направленность,  знания, полученные детьми в процессе всех видов деятельности,    были системными,       глубокими,   обобщенными.
      Сотрудничество с родителями  способствовало повышению  их компетентности в вопросах природоведческого образования дошкольников,  проявлению   заинтересованного отношения к работе педагогов.

                    

Старший воспитатель Качанова Н.Н.


    Эмоционально - образное развитие детей младшего дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность 

(из опыта работы Шабатура Ю.А.)

 

Воспитание и обучение детей  дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края

(из опыта работы Качановой Н.Н.)