(сообщение для педагогов)
Ознакомление дошкольников с водоемами родного края - села Лукерьино
(из опыта работы воспитателя Плетневой М.В.)
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Мир природы никогда нельзя познать только по картинке. Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стать всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.
Наше село стоит на берегах двух рек Виленки и Коломенки. Окружающая природа родного края, позволяет нам выполнять поставленные задачи в полной мере. Для реализации работы по ознакомлению с природой был внедрен метод экологического проекта. Один из них - «Виленка с Коломенкой водами встречаются…»
При ознакомлении детей с водоемами села Лукерьино, основной формой работы стали познавательные экскурсии, прогулки, наблюдения, комплексные и интегрированные занятия.
Работа по ознакомлению дошкольников с водоемами села Лукерьино началась с рассказа о том, откуда берет свое начало река Виленка. Так как исток реки находится рядом с Пановским прудом, в трех километрах от детского сада, провести экскурсию к данному объекту мы не смогли, но для творческих людей препятствий не существует. Старший воспитатель детского сада Качанова Н.Н. побывала там, сфотографировала место истока и сняла видео. Так дети увидели, где и как берет начало наша речка
Затем мы провели несколько комплексных и интегрированных занятий по ознакомлению детей с Виленкой: « Куда бежит река Виленка.», «Растения реки Виленки», «Может быть по ней когда – то теплоходы поплывут», и другие. Дети многое узнали об истории образования и особенностях этого водоема, о его обитателях, о многообразии растительного мира вдоль реки.
Большой интерес вызвали экскурсии и прогулки к реке Виленке, где дети любовались красотой окружающей природы. Ведь ребенок, пока не увидит красоту природы, не обрадуется ей, не удивится, не полюбит ее.
Для первоначального ознакомления детей с рекой - Коломенкой использовали материал газеты «Коломенская правда», из которого узнали, что Коломенка родом из деревни Утинково Ступинского района. Мы рассказали детям об истоке реки, о ее протяженности, о деревнях и селах, стоящих вдоль реки, на экскурсиях и целевых прогулках беседовали с детьми о состоянии реки в разные времена года, давали знания о жизни животных и растениях водоема, воспитывали эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и сохранять окружающую среду нашей малой Родины.
А такие занятия как: «Перед долгим сном», «Давайте познакомимся» , «Тайны водоема» , «Водяные мастера», «Речные обитатели» и другие, способствовали изучению не только растительного и животного мира, но и умению составлять творческие рассказы о них, а также изобразить то, что больше всего детей заинтересовало и понравилось.
Параллельно с занятиями дети знакомились с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о родном крае, которые дополняли и обогащали их впечатления.
Детям очень понравились стихи Натальи Евстигнеевой, Галины Нечаевой, Лидии Пышкиной, заслуженного работника культуры РФ Раисы Казанцевой, в которых воспевается красота нашего села и окружающей природы. Эти поэтические произведения способствовали воспитанию эстетического вкуса, гордости за малую родину. Многие стихотворные произведения стали музыкальными: «Село мое Лукерьино», «Ах ты речка, реченька Коломенка», «Песня о Лукерьино». Познакомили также и с творчеством Коломенского художника Алексея Алексеевича Федорова. Многие его работы связаны с рекой Коломенкой и нашим селом. На выставке представлена книга «Вдоль по Коломенке реке».
Большой интерес у детей вызвали и нетрадиционные виды деятельности – викторины, конкурсы, музыкальные гостиные, путешествия, опытно – экспериментальная работа.
Кроме 2 рек в нашем селе есть пруды и множество родников. Ознакомление с ними проводили как во время прогулок, так в процессе проведения различных бесед. Например, на занятии «Живи родник, живи», рассказали детям, как бережно относились к водным источникам, колодцам и родникам, в старину. Дети узнали, что один из родников села очистил и спас наш односельчанин - Абрамов Николай. Об этом было написано в стихотворении «Родник», Нечаевой Галины Николаевны, его дочери.
Познакомили детей и со святыми источниками сельского поселения Проводниковское. Село Лукерьино находится на ее территории.
Летом педагоги детского сада вместе со своими детьми посетили святой родник «Неупиваемая чаша» около села Богдановка, источник Николая Чудотворца в селе Андреевское, родник недалеко от Молитвино. По итогам экскурсий подготовили презентацию «Святые источники нашей малой Родины» и показали старшим дошкольникам. Вся работа по данному проекту проводилась в тесном сотрудничестве с семьей. Ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков мир, который он создает вокруг себя.
Благодаря системной работе по ознакомлению с водоемами родного края дети научились видеть вокруг себя интересное и удивительное, выражать свои впечатления в словесном и художественном творчестве, стали бережнее относиться к объектам природы.
Вода – одно из таинств нашей природы. Как хорошо, что у нас есть две замечательные реки – Виленка и Коломенка, звонкие родники, чистые пруды. Мы можем любоваться их красотой, пить из них воду, дышать свежим воздухом, Надеемся, что наши дети, когда вырастут, будут беречь свою малую родину, любить ее и передадут эту любовь будущему поколению.
Все хорошее в людях из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них родная природа стала
Не наукой, а частью души!
О проекте дошкольного учреждения эколого - познавательной направленности
"Виленка с Коломенкой водами встречаются"
(сообщение на районном семинаре воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
Познавательно-экологическое образование детей дошкольного возраста - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное и системное знакомство детей с миром природы позволяет совершенствовать интеллект ребёнка: непрерывно расширяется его кругозор, развивается наблюдательность, дети учатся устанавливать связи, зависимости, причины и следствия, развиваются разные формы речи (диалог, описание, объяснение и рассказ).
Развитие познавательных способностей осуществляется не только через основные виды детской деятельности, но и природоведческой.
Процесс эколого - познавательного образования воспитанников нашего дошкольного учреждения организуем с учётом позиции регионального компонента. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что краеведение - одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, оно помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края и имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка. Кроме этого краеведческий подход в воспитании дошкольников способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
С целью активизации познавательно-экологического развития наших воспитанников и был разработан проект под названием «Виленка с Коломенкой водами встречаются». Этот проект направлен на работу педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водной системой села Лукерьино, а также на формирование бережного отношения к природе и водным ресурсам родного края.
Основные задачи проекта:
• расширить знания детей о водоемах села Лукерьино;
• формировать у детей представления об условиях их образования;
• познакомить детей с музыкальными и поэтическими произведениями Коломенских авторов о природе родного края;
• показать красоту окружающей природы вдоль рек Коломенки и Виленки, вокруг прудов и родников, предложить детям выразить свои впечатления в художественном творчестве;
• развивать у детей познавательные и речевые умения, внимание, мышление, воображение.
По продолжительности выполнения проект был долгосрочным.
Реализация данного проекта осуществлялась поэтапно.
Целью 1 этапа подготовительного, было создание условий для ознакомления детей с водоемами села Лукерьино.
Что было сделано:
• подобрана литература по ознакомлению дошкольников с водной системой родного края,
• поэтические и музыкальные произведения о селе Лукерьино и ее реках,
• составлен перспективный план работы с детьми по теме проекта,
• разработаны конспекты занятий по ознакомлению детей с реками, прудами и родниками нашей местности;
• оформлена картотека наблюдений у водных объектов, а также картотека различных игр экологического содержания и опытов с водой.
Решение поставленных задач на 2 этапе проектной деятельности - практическом, осуществлялось в процессе совместной работы взрослых и детей через разные виды деятельности, способствующие закреплению у дошкольников знаний и умений по эколого – краеведческому направлению:
• беседы,
• комплексные и интегрированные занятия по ознакомлению с окружающим,
• наблюдения,
• прогулки
• экскурсии,
• чтение и разучивание стихотворений о красоте природы родного края и слушание музыкальных произведений о селе Лукерьино, о реке Коломенка,
• рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий;
• проведение познавательных викторин, конкурсов, игр – экспериментов, исследовательской деятельности, занятий по художественному творчеству.
Целью 3 этапа итогового, было обобщение и оценка результатов, анализ работы и представление продукта проектной деятельности.
В ходе работы над проектом у детей расширились представления о водных ресурсах села Лукерьино и их обитателях, закреплены знания, которые получили дошкольники в процессе, практической опытно – экспериментальной, и исследовательской деятельности, совершенствовалось экологическое сознание наших воспитанников, основы правильного природопользования, любознательность к объектам природы
Велика и роль родителей в осуществлении задач познавательно-экологического развития детей.
Педагоги заинтересовали их своей работой над данным проектом. С родителями были организованы различные мероприятия:
- проводили консультации об истории зарождения рек, прудов и об огромном значении водных ресурсов в жизни нашего села, чтобы родители тоже могли рассказывать детям о том, чем богат их родной край;
- привлекали к изготовлению фотоматериалов, тематических альбомов;
- педагоги оформили консультации-памятки по правилам безопасного поведения детей в природе;
- регулярно проводили выставки рисунков, работ из природного материала, выполненные в сотворчестве с родителями.
Продуктом проектной деятельности стал фотоальбом «Путешествие в царство воды нашего села», альбом с работами детей по художественному творчеству, конспекты интегрированных занятий, познавательных бесед, экскурсий, целевых прогулок, макет водной системы села Лукерьино, презентация «Ознакомление дошкольников с водоемами родного края – села Лукерьино».
Проводимые в рамках данного проекта мероприятия имели практическую направленность, знания, полученные детьми в процессе всех видов деятельности, были системными, глубокими, обобщенными.
Сотрудничество с родителями способствовало повышению их компетентности в вопросах природоведческого образования дошкольников, проявлению заинтересованного отношения к работе педагогов.
Старший воспитатель Качанова Н.Н.
(из опыта работы Шабатура Ю.А.)
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края